Евпаторийцы живут 105 лет вместе с евпаторийским трамваем – в День Черноморского флота России (13 мая 2019 года) юнкоры готовили репортаж о «городском рельсовом корабле»
Если верблюда называют «кораблем пустыни», то звонкий евпаторийский (единственный в Крыму трамвай) можно назвать экологически-чистой парусной яхтой, только привязанной к проводам контактной сети. Журналисты Эколого-биологического центра Евпатории в свое время отмечали репортажем СТОЛЕТНИЙ юбилей, не могли пропустить и подготовку к 17 мая 2019 года – в этот день пройдут торжественные мероприятия в городской Детской Школе искусств, посвященные уникальному виду пассажирского транспорта. В 2018 году, как узнали репортеры-краеведы, перевезено 4 миллиона 600 тысяч пассажиров – по четырем маршрутам города-курорта и туристического центра Северо-Западного Крыма!
Отправились на интервью в Трамвайное управление имени И. Пятецкого юнкоры-экологи, конечно, на первом трамвае. Во время недолгой поездки корреспонденты «Тайного общества Евпатории» успели взять мини-интервью у местной жительницы Ирины Григорьевны (она могла сравнить наш трамвай с транспортом подобного типа в Харькове) и москвича Сергея Митрофановича (он отдыхает в «Чайке» в Заозерке, но специально приезжает для проведения обзорной экскурсии по Евпатории именно на трамвае).
Наши собеседники рассказали много интересного, например, Ирина Григорьевна сказала много добрых слов о «просторности и графике движения, дешевизне и удобстве» евпаторийского трамвая… юнкоры даже не думали о том, что многие горожане так высоко ценят удобство городской железной дороги и почти постоянно пользуются «неспешным составом».
Сергей Митрофанович себе на телефон уже снял достопримечательности нашей здравницы «по маршруту» и с долей восхищения высказался о «Готе» - он из Заозерки приезжал, чтобы покататься на дистанции «Вокзал-гост. «Украина», а потом сделать селфи на «Кольце», там на пьедестале «городской кораблик» стоит на постоянном приколе…
В депо с юнкорами побеседовали директор предприятия Михаил Владимирович Клещенок, ветеран и начальник службы эксплуатации Светлана Ростиславовна Котова (она руководит службой, в которой почти 40 человек), начальник службы безопасности Юлия Борисовна Медведева.
Трамвайное управление – это огромный «организм» и большая его часть работает скрытно, ночью, невидимо для евпаторийцев. Мужчины содержат в рабочем состоянии контактную сеть, расположенную на высоте почти шесть метров над землей, мощность в сети – шестьсот Вольт, ремонтируют вагоны и пути, юнкоры видели запас шпал на территории депо, большой парк спецтехники (в основном - автомобильной), еще посчитать надо – больше «на рельсах» или «на колесах».
Более 150 человек в коллективе предприятия, есть женщины, которые летом и зимой моют подвижной состав – и к шести утра веселый звон трамвайчика со свежевымытыми окнами оглашает город, говоря, что наступил новый трудовой день.
Очень удивило юнкоров известие о том, что работники 71 профессии трудятся в трамвайном управлении. Есть даже два фельдшера – перед каждой сменой здоровье работников проверяется. На предприятии может работать и более двухсот человек – вакансии имеются. Для освоения некоторых профессий требуется подготовка в Симферополе (трамвай и большая железная дорога имеют много общего), а для получения специальностей по профилю надо ехать учиться в Краснодар, Санкт-Петербург или в Москву (на инженеров). Существуют и вакансии для выпускников школ – только курсы нужно пройти…
В трамвайном управлении у многих ветеранов уже выросла смена – есть настоящие трудовые династии на предприятии. Нам называли имена людей, которыми гордится коллектив: Наталья Ивановна Шабалова, Светлана Ростиславовна Котова, Александр Николаевич Семенченко, Сергей Владимирович Абрикосов…
Наша собеседница Светлана Ростиславовна рассказала нам о сыне, Ростиславе Борисовиче, который выбрал местом работы трамвайное управление и трудится электромонтером контактной сети.
Во время экскурсии по закрытому объекту наши юнкоры увидели, как в старинном депо на интересных «антикварных» станках изготавливают уникальные детали для агрегатов, которые сняты с выпуска в промышленных масштабах. У нас – уникальные рабочие кадры, и яркое свидетельство – скамья ручной работы, которая была показана на фестивале рабочих профессий (он традиционно проводится в Евпатории).
Показали юнкорам практически все – теперь школьники-репортеры не назовут ПАНТОГРАФ «рогами», и не удивят тем, что в ночные смены работают мастера-трамвайщики. За электроэнергию «маленький» Евпаторийский трамвай платит почти десять миллионов рублей в год. Поддерживать в хорошем функциональном состоянии старенький трамвайный «генофонд» - тоже сложно, такие запчасти, как нужно, не закажешь в магазине и на заводе, многое только нашим умельцам нынче ведомо (старинное ремесло!), но больше века длится история городского трамвая, это часть истории Евпатории, которой обязательно стоит гордиться. Наш трамвай и у столичных гостей курорта вызывает восхищение, в этом убедились юнкоры.
Директор МУП «Трамвайное управление имени И.А. Пятецкого» Михаил Владимирович Клещенок развивает у молодежи особый «трамвайный патриотизм» - в историческое место города приходят группы из детских садов Евпатории. Они смотрят и своими руками дотрагиваются до материального исторического наследия, запоминают, как люди умением и смекалкой заставляют работать уникальную технику, делают наш город непохожим на все остальные города Крыма. Это здорово! С праздником, работники городского электротранспорта – самого экологически чистого вида транспорта на земле.
Записал впечатления Максим ШКУРЕНКО, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, МБОУ СШ №15
Фото Дианы Бабаян, юнкора-эколога, А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».
Источник: сайт Тайное общество - http://www.anbosune.net/novosti/entry/tramvajnyj-patriotizm.html |